Венская гитара. Краткий исторический экскурс.

Вена 18 – 19-го веков – это без преувеличения музыкальная столица мира, культурный центр, куда стекались лучшие музыкальные традиции многих народов Европы и не только. Там смешивались культуры немцев, итальянцев, славяне, цыгане…  Это был настоящий калейдоскоп красок и музыкальных традиций разных народов. Именно в то время творили Гениальные и Великие:  Гайдн,  Моцарт, Бетховен – композиторы первой Венской школы. Художественная жизнь Вены была глубока и многогранна. Пестрила и кипела.  Искусство было в почете во всех слоях общества.  Австрийская музыкальная культура славилась своими исполнителями и композиторами… Вена, в течение первых десятилетий 19-го века, была по преимуществу также городом гитары…  

Johann Georg Stauffer.    

Йохан Георг Штауффер (26.01.1778 – 24. 01.1853)                                                  Самый главный и выдающийся Венский мастер своего времени. Великий идеолог и конструктор гитары на все времена. Эксперты сходятся во мнении, что Штауффер  был величайшим мастером своего времени. Он был изобретательный гений, который, никогда не был удовлетворен тем, чтобы просто следовать проторенным путем, всегда искал новые технические идеи. Синтезируя итальянские и французские модели гитары в свой собственный венский дизайн,  он придумал основную форму современной гитары, разрабатывал  новаторские усовершенствования струнных инструментов. Изобрел новые инструменты в целом. Его техническое творение — он cо-изобретатель так называемого Hohlflügel (пианино с круговой клавиатурой) и  некоторое время даже экспериментировал с конструкцией регулируемого грифа для виолончелей…  Это  оставляет впечатление, что он был одним из немногих художников своего ремесла, которые просто родились слишком рано. Он родился в венском пригороде Weißgerber.

Weißgerber

Карта Вены 1778 года и место где родился Йохан Георг Штауффер -
Weißgerber № 44 (ныне Obere Weißgerberstraße 28)…

Его отец был  Матиас Штауффер (родился 4 июня 1726, умер между 1778 и 1802) чернорабочий из Weyregg am Attersee. Мать была Ева Розина Магицер, третьей женой его отца (первые две его жены умерли).                                                               Йохан Георг Штауффер начинал как плотник, а закончил своё ученичество у мастера (лютьера) Франца Гейссенхофа.   В июне 1800 он принял Венскую гражданскую присягу и в мае 1802 года  женился на Жозефе Фишер.                              У них родилось трое сыновей :                                                                                            Франц (25.03. 1803 — дата и место смерти неизвестно) был музыкальный вундеркинд и блестящий пианист. 12 сентября 1826 года Франц Штауффер    обновил свой паспорт для поездки в Санкт-Петербург. Запись в протоколе Hauptregistratur городского совета Вены доказывает, что он был еще жив в 1846 году.                                                                                                                                             Антон (12.06. 1805 – 28.10. 1871) – также был пианистом, и некоторое время давал концерты. В 1825 году он приезжал  в Россию, где работал как пианист – преподаватель. В конце концов он отказался от своей музыкальной карьеры и решил следовать по стопам своего отца в качестве мастера  музыкальных инструментов. В 1833 году Антон получил официальное «Befugnis» (разрешение мастера).                                                                                                                                       Алоис (7.06.1806 – 23.06.1806) — существование третьего сына Штауффера ускользало от внимания исследователей, очевидно это вызвано тем, что              Алоис умер младенцем.

Несколько оригинальных фотографий тех мест, где в разные годы Штауффер жил со своей семьёй (наведите курсор на картинку, чтобы увидеть описание, при нажатии откроется большая)-

01 house  1811 02 house 1823 03Weihburggasse14 1833 04 house  1839.

Штауффер взял в свое распоряжение мастерскую скрипичного мастера Игнаца Бартла.  Первоначально он строил инструменты по образцу итальянских мастеров гитары — Giovanni Battista Fabricatore и Gaetano Vinaccia.  Георг Штауффер сделал уникальный синтез неаполитанских и французских влияний.  Затем он разработал несколько вариантов, характерных для его собственного стиля гитары..  Он создал одну из лучших моделей своего времени — знаменитая «модель Легнани» , что подстегнуло продолжительные инновации, такие как Терц гитары и ранние Контрагитары.

JENOPTIK DIGITAL CAMERA JENOPTIK DIGITAL CAMERA JENOPTIK DIGITAL CAMERA JENOPTIK DIGITAL CAMERA

 

JENOPTIK DIGITAL CAMERA JENOPTIK DIGITAL CAMERA 7- Stauffer Guitar 8 - Staufer_1805

Он также экспериментировал с новыми формами скрипки.                                        Ниже фото: альтернативная конструкция скрипки Штауффера от 1828 года, верхняя часть кажется шире, чем нижняя,  оптическая иллюзия.

Stauffer's  violin  1828

Гитара с отдельными (дополнительными, открытыми)  струнами, как мы знаем сегодня, была действительно создана в Италии в конце 18-го века, но в столице Австрии происходят не только её значительные улучшения:  здесь были заложены основы для конкретного репертуара гитары и для её будущего главенства в Европе и за ее пределами.                                                                                                                                     В 1820 году он проектирует и делает  очередной шедевр – 10-ти струнную гитару,  та самая «Magic Guitar».  Она имела второй дополнительный гриф для открытых басовых струн,  увеличенный корпус с характерной для  гитар Штауффера узкой талией, внутри корпуса, от верхнего «шейного блока» (клеца) до нижнего был установлен металлический  прут – распорка, который усиливал конструкцию и не позволял корпусу гитары  «сложиться».                                                                                  Тут следует отметить, что так называемый прут–распорка не является изобретением Штауффера, как известно это было придумано до него, ещё раньше,  во Франции. Что касается съемного грифа на болту -  некоторые приписывают это изобретение Штауфферу, но выжившая и сохранившаяся до наших дней лира-гитара Gennaro Fabricatore  показывает, что это изобретение было ещё ранее чем это сделал Штауффер.                                                                                                                            По словам Ian Watchorn:  «…Штауффер  использовал 4 основных длины вибрирующей струны (мензуры) —  640mm, 625 мм, 607mm и 596mm. Практически все Легнани стиля инструменты  венских мастеров использовали  мензуру 607 или 596мм…»                                                                                                                                       По словам Gary Southwell:  «…Эта модель «Луиджи Легнани», названа в честь известного гитариста, который помог её развить. Она имеет еловую деку  и клен для «спины и боков». Две интересные особенности, которые делают эту гитару уникальными являются регулируемый гриф и шесть боковых колков в ряд на головке грифа. Эта гитара имеет мензуру 610мм,  и  22 лада. Но встречаются некоторые гитары этого типа, дожившие до наших дней, с большей мензурой — 640 мм. Иоганн Георг Штауффер  работал в Вене и был одним из лучших создателей гитары 19-го века, а также был отменным мастером  скрипки и виолончели. Он также изобрел новый инструмент под названием Arpeggione. Был со-разработчиком Hohlflügel. Тем не менее, Штауффер лучше всего запомнился его гитарами. Он сделал много усовершенствований и инноваций с помощью своих экспериментов и акустических испытаний, а также с помощью его тесного сотрудничества с ведущими игроками, в частности Легнани, чье имя дается законченной модели гитары Штауффера. Венский стиль изготовления похож на французский  с использованием системы распорки – прута. Стиль с характерным ярким звуком, его быстрыми отзывом и атакой.  Он сделал инструменты для гитаристов, таких как Легнани, Мерц, Регонди и Шуберт.  Штауффер  подготовил других известных мастеров гитары, таких как Schertzer и C F Martin. «

В 1830-1836 Штауффер также принимал активное участие в качестве музыкального издателя.  Но  больше времени он посвятил для своих изобретений, что, вероятно, стало основанием для начала его серьезных финансовых проблем.  Бизнес-план Штауффера оказался неудачным и в конечном итоге привел к его уходу из его дела в целом. В отличие от концепции, изложенной в учредительном договоре компании Штауффера он никогда не получил достаточно прибыли, чтобы фактически погасить свой долг и причиной для этого были два аспекта: 1) он не был достаточно разумным, чтобы полагаться на популярность своих гитар и просто производить самые продаваемые товары. 2) Он продолжал заниматься своими масштабными экспериментами и опустошал свою прибыль, в т.ч. с разработкой и производством злополучной Hohlflügel ….В 1831/32 его финансовые неприятности продолжались, и его имущество было арестовано за долги. Затем он временно работал в мастерской своего сына Иоганна Антона Штауффера, прежде чем остановиться на короткое время в Кошице (ныне Словакия)…  Но очевидно, что Штауффер и его сын никогда не оправились от своих бизнес — приключений и финансовых обязательств, полученных в результате роспуска «Staufer & Comp.».  В 1833 году Штауффер ушел из своего дела и оставил долг, который должен был быть погашен его сыном. Благодаря его необузданной изобретательности и полного  отсутствия у него  деловой хватки, Штауфферу уже не удалось запустить свою мастерскую на долгосрочной прибыльной основе. Последний период своей жизни он провел в Венском городском доме престарелых св.Маркса где он продолжал работу в небольшой мастерской над своими  идеями  для гитары и других инструментов. Там он разработал несколько гитар с совершенно новыми понятиями — например, гитары с овальным корпусом и двойной «спиной», на которых всегда был лэйбл с надписью: «По последним данным акустического совершенствования Штауффера. Изготовлено в Вене, Landstrasse 572″.  24 января  1853 года он умер,  от паралича легких … Был захоронен спустя три дня на кладбище St. Marx Cemetery .  По одним данным он скончался обедневшим, по другим данным он умер вполне успешным и в зените славы… На сей счет ни каких документов или свидетельств пока не найдено.

Вход богадельни Святого Маркса, где Штауффер умер в 1853 году

Вход богадельни Святого Маркса, где Штауффер умер в 1853 году

Инструменты.

«Венская гитара», какой её создал и построил  Йохан Георг Штауффер, была гитарой с жильными струнами, с изогнутой «спинкой», узкой талией, струны крепились к подставке пинами.  В 1822 Штауффер и Иоганн Ertl получили имперские комиссионные для усовершенствования гитары, сфокусировавшись на расширении диапазона, ладовой накладки, грифа, разработка и создание колкового механизма и использование металлических ладов.                                                                     В 1825/30, инструменты, как правило, имели форму головки грифа в виде восьмерки (аналогично форме тела гитары). В 1825 году Штауффер изобрел колковый механизм, названный в честь него — металлическая пластина с колковым механизмом с червячной передачей, расположенной в одной линии на верхней стороне головки грифа (шесть-в линию). Эту форму головки грифа  «Штауффер» и этот дизайн  воспроизвел его сын Антон, а также скопировано многими мастерами в 19  веке  (в том числе, в дальнейшем, стало предтечей формы головки грифа для фирмы «Фендер»).                                                                                                                               В 1823 году Штауффер построил свой Arpeggione, инструмент с характеристиками гитары и виолончели.  Композитор Франц Шуберт, который также имел гитару Штауффера, написал сонату для Arpeggione и фортепиано ля минор.

Его гитары были исключительными, как ни какие другие.                                              Там не было «пружин акустического веера»,  это была простая конструкция с  гармонической пружиной (и также вспомогательными), но эта конструкция хорошо работает. Звук очень отличается от испанской школы, как и конструкция.                        Испанские гитары имеют медленный отклик (особенно на первых трех струнах). Это означает, что в течение доли секунды, после того, как струна была защипнута, звук начинается мягко,  затем растет в полноту и медленно затухает.  Это то, что способствует пению, спелому качеству испанских инструментов. Гитара Штауффера  в этом смысле, гораздо быстрее. Звук срывается немедленно, когда струна щипается, гитара отвечает быстро, её звук пронзительный. Поэтому «Штауффер» не имеет такого же качества певучести, но это и не то, чего хотели австрийцы…  Они хотели инструмент, который мог бы сыграть драматическую музыку, с большим количеством выражения. Басы являются фундаментальными,  твердыми и глубокими, чтобы обеспечить основу для вашей музыки. Проекты «Stauffer» исключительно хороши и многие уцелевшие оригиналы, а также точные копии легкие и  так же громкие, как современные классические гитары.                            Мерц играл на гитаре Шерцера; Шерцер был учеником Штауфера, который позже принял его мастерскую. Музыка Мерца удивительно хорошо подходит для Штауффер-гитар. Регонди владел гитарой Штауффера. Косте играл на Lacote, но он работал в тесном сотрудничестве с Degen-ом, датским гитаристом и композитором, который использовал гитару Штауфера. Музыка Костеса также хорошо звучит  на «Штауффере».  Русская (и несомненно цыганская) гитарная музыка также во многом драматична и напрямую связана именно с Венской гитарой. Именно этот инструмент как ни какой другой, передаёт исключительно точно эмоциональное содержание и истинную структуру этого музыкального искусства. Многие известные гитаристы того времени играли на Венской гитаре (а не на «испанщине»), которые часто завозились из Австрии, а также вполне успешно  делались и русскими         мастерами 19-го века.

Ещё необходимо вспомнить Шраммель квартет, который был основан братьями Иоганнм и Йозефом Schrammel во время 1878/79 и быстро добился огромной популярности в окончательном составе  с участием Антона Strohmayer и Георга Dänzer:

Schrammel-Quartett                                                                                                           Schrammel Quartet, ca. 1879 Musicians, с лева на право:
Josef Schrammel, Johann Schrammel, and most likely Georg Dänzer, Anton Strohmayer.

Их прекрасные работы, которые были основаны на народных мелодиях старой Вены,  стали известны как «Schrammelmusik». Блестящая игра гитариста виртуоза Антона Strohmayer, на его контрагитаре, породила термин «Шраммельгитара».  (Сегодня в Австрии, Германии и немецкоговорящей части Швейцарии термин «schrammeln» просто означает «играние», «бренчание» и очень немногие знают о корнях этого термина и этимологии).

Штауффер и его ученики.

Anton Stauffer- сын Иоганна-Георга Штауффера. Иоганн Антон Штауффер, начал  работать в мастерской своего отца с 1826 года. Антон оставил свою мастерскую в 1848. Инструменты Антона немного больше по размеру, чем ранние Иоганна Георга Штауффера. Звук приятный и теплый, свежий, импульсивный и с огромным динамическим диапазоном. Инструменты Антона часто имеют регулируемый гриф на болту,  22 лада, а также деревянные колки. Фото ниже: Гитара Антона Штауфера, модель Легнани, 1840 год.

AntonStaufer_1840, Luigi Legnani model - 1 AntonStaufer_1840, Luigi Legnani model - 2 AntonStaufer_t1840, Luigi Legnani model - 3

Так же, как и гитары его отца, гитары Иоганна Антона Штауффера были абсолютные шедевры, которые были востребованы музыкантами, знатоками и ценителями. Антон Штауффер ушел из своей профессии в 1848 году.  28 октября 1871 году он умер в доме на Wiedner Haupstrasse 19.

Wiedner Hauptstraße 19

Дом где в последние годы жил и затем скончался Антон Штауффер…

Christian Friedrich Martin — основатель C.F. Martin & Company, родился 31 января 1796 в Markneukirchen, в Саксонии. В текущей официальной истории Компании Мартин мы читаем, что «Христиан Фредерик взялся за  семейное ремесло в раннем возрасте, в 15 лет, когда он покинул свой родной город и отправился в Вену чтобы поступить в ученики  к  Иоганну Штауфферу, известному гитарному мастеру».  Мартин безусловно  улучшил свои перспективы бизнеса в Саксонии исповедуя себя учеником знаменитого венского мастера. Хотя предполагаемое  ученичество Мартина у Штауффера в Вене никогда не было подтверждено, это просто повторялось как факт, без каких-либо дополнительных доказательств в нескольких книгах о Martin Company. Идентичность учеников Штауффера  в 1811 г. известна и Кристиан Фридрих Мартина среди них нет.  2 января 1811 года Титульный лист Wiener Zeitung содержится следующее примечание:

Примечание в Wiener Zeitung относительно Штауффера и вклад его учеников.    Хофманн опубликовал записку от 13 февраля 1811 г.

Примечание в Wiener Zeitung относительно Штауффера и вклад его учеников. Хофманн опубликовал записку от 13 февраля 1811 г.

«Местный гражданин,  скрипичный и лютневый производитель Георг Штауффер представил документ Его Величеству, в котором он предложил — в дополнение к его налогов — добровольно отдать десять процентов от его общего дохода бизнеса в 1811 году, без вычета предыдущих расходов на I. & Р. Bancozettel фонд погашения. Вдохновленные этим примером его пять учеников: Johann Götz, Johann Buckschek, Franz Fink, Bernhard Enzensberger and Mathias Hametter также обязались дать один гульденов в неделю от их дохода для той же самой цели» Мартин делает гитары датируемые  1830-ми годами… Он сначала копировал преобладающий венский дизайн, из которых дизайн Штауффера был самым известным…                                                                                                                                             Фото ниже: первая и вторая гитары датированы 1834 годом, третьяя 1840 год.

1834 Martin guitar martin_1834_stuaffer Martin_1840_Boston Martin 1811

Но позже начал он копировать испанские и английские гитары, которые были также копии испанского дизайна. По словам Курта Декортэ и его изучения более ранних схем X-пружин  инструментов Guiot на гитарном семинаре в Бельгии, Мартин не изобрел схему X-пружин, так как это было сделано ранее другими гитаростроителями, включая Guiot. Ричард Брюн владеет и имеет несколько фотографий инструментов  до 1800 г.  с той или иной формой  схемы «X» –пружин на деке… Брюн отмечает, что Кристиан Мартин, вместо того, чтобы претендовать на то «изобретение» X-пружин, предпочитает иметь мнение, что это было  коммерчески популяризировано им. Изобретения, применяемые к гитаре часто появляются независимо друг от друга и одновременно;  ключевым моментом является то, кто тот мастер, который вывел их в общий лексикон мастеров мира. Мартин сам никогда не утверждал, что изобрел Х-схему, насколько Ричард Брюн знает. (Торрес также не является изобретателем «акустического веера» в испанской классической гитаре, это было придумано до Торреса, другим человеком…) Мартин переехал в США в 1833 году. Позже Мартин гитары и другие инструменты, в основном американские отклонились от европейских начинаний, так как они следовали за испанским дизайном Mартина, но с X-схемой пружин  согласно английских гитар середины 19-го века, а затем размеры тела гитары были увеличены. При жизни CF Martin  делал классические гитары  с жильными струнами. Он основал Martin Guitar Company в США, которая до сих пор процветает сегодня делая  гитары со стальными струнами. Сталь-струнные гитары были введены намного позже в истории компании, в 20-м веке,  после смерти основателя. Они не требуют от игрока особого умения играть, массовые народные гитары всегда коммерчески выгодны.  Тем не менее, было несколько особенностей, которые были в большинстве инструментов CF Мартина. До середины 1840-х годов Мартин гитары характеризовались головкой грифа, которая имела все настроечные колки на одной стороне. Мартин позаимствовал этот дизайн от своего учителя в Вене, Иоганна Штауффера. Позже такая конструкция головки грифа была отклонена Мартином и не использовалась до тех пор, пока Лео Фендер не воскресил дизайн в 1948 году на его Telecaster гитаре.

По словам эксперта Ken Vose:                                                                                                        «Я думаю, что многие люди начинают видеть, что эти ранние гитары больше, чем просто музыкальные инструменты, они культурные иконы.» … Случай, вероятно, возможно случай сделал, что влияние Штауффера на Мартина было сопоставимо с влиянием Нокколо Амати на Антонио Страдивари, который  был у него подмастерьем в середине 1600-х годов «.

Johann Gottfried Scherzer. (1806 – 1874 … )                                                                            По следам Георга Штауффера  появились и пошли  мастера подлинной венской школы гитары: его сын Антон, их коллега Bernard Enzensperger, а также Franz Feilnreiter, Nikolaus Georg Ries, Johann Gottfried Scherzer, Ludwig Reisinger…                 и многие другие были его главными действующими лицами.                                             К сожалению я не смог пока найти данные относительно того когда Шерцер появился у Штауффера. Но  это произошло позже 1820-го года. Он был в числе его лучших учеников, а в последствии стал старшим по цеху сборки и выпуску гитар (говоря современным языком — бригадир, начальник участка). В мемуарах Макарова упоминается  Штауффер  и есть интересное примечание, что многие его гитары   фактически были построены Шерцерем (очевидно  имеется ввиду как раз этот факт). Также сообщается, что Мартин был бригадиром участка по изготовлению  гитарных кейсов…                                                                                                        После смерти Штауффера старшего, он работал в мастерской у его сына Антона. А когда тот отошел от дел, в 1848 году, Шерцер принял его мастерскую и работал самостоятельно. Тут нужно заметить, что подобная мастерская это  вполне нормальный производственный цех, артель, где работали несколько групп людей (бригад) ответственных за те или иные виды работ.

Сейчас, к большому сожалению, в основном среди русскоязычной аудитории, можно  услышать или прочитать различные «легенды» и байки про Шерцера…    Что якобы он был изобретатель грифа на болту, металлического прута-распорки внутри корпуса гитары, второй нижней «деки», закрытой колковой механики для струн (по сути ему приписывается изобретение Венской гитары… которая была изобретена до него, а кое-что и до его рождения), и даже есть термин «шерцерские пружины», т.е. Z-схема пружин на внутренней стороне деки (смешно… это изобретение относится к началу 18 века), ну и много ещё чего…                                      На самом деле всё иначе, мягко говоря (в этой статье, выше, всё сказано)…    Шерцер ничего такого не изобретал, а то что ему приписывают было придумано  значительно раньше.  Он долгое время был подмастерьем у Штауффера, а затем работал под его руководством (а также Штауффера младшего), был пропитан идеями и творчеством своего учителя. Когда  Шерцер начал работать самостоятельно, то он продолжил эту линию – став одним из достойных продолжателей дела Штауффера, его идей, (в т.ч. некоторых не реализованных Штауффером при жизни), его учения, его школы, Венской школы.

По словам Gary Southwell:  «…Шерцер был учеником известного Штауффера вместе с другими, а также там был замечен CF Martin. В то время как Мартин переехал в Америку, Шерцер остался в Вене и в конце концов взял на себя дело своего хозяина. Он, как известно, выиграл первый  приз за «лучшую гитару» на знаменитом конкурсе гитары в Брюсселе 1852 года, организованным Makaroff. Почитаемый особенно в России в конце 19 века, Шерцер остается относительно неизвестным для современных энтузиастов гитары.  Хотя есть несколько сохранившихся инструментов,  его репутация восстановлена благодаря повторной экспертизе.   Имея удовольствие от изучения многих известных примеров его работы, которую я чувствую, то он должен рассматриваться среди самых лучших производителей гитар всех времен. Знаменитый гитарист Мерц, как известно, использовал  Scherzer гитару».                                                      Фото ниже: оригинальная 11-ти струнная гитара Шерцера.  В главе «Музыкальная часть»  видеоролик.

An original Schertzer 11 String a 6-string neck with an extra 5-strings for bass notes

 

 

О «гитарах Шерцера» и Гитаре Шерцера.

«… только в одной Москве «гитар Шерцера» больше чем сам Шерцер понаделал за всю свою жизнь…»… как-то сказал мой коллега и хороший товарищ, известный гитарный мастер из Москвы, когда я был у него в гостях, в его мастерской.                На этом о «гитарах Шерцера» можно закончить.

Гитара Шерцера. (на примере гитары Сергея Дмитриевича Орехова)

Эта гитара датирована 1861 годом и была построена Шерцером, когда тот был уже  самостоятельным мастером.  Однако в книге Stauffer & Cо год производства этой гитары дается как 1867 , поясняя что год на этикетке неразборчив или отсутствует, но название улицы позволяет отнести этот инструмент  к последнему периоду производства Шерцера.   Согласно  Stauffer & Co., The Viennese Guitar of the 19th Century, E.P. Hofmann, P. Mougin, S. Hackl 2011 —  есть сведения и описание  13-ти струнной гитары Шерцера (1864-1870)  которые показывают  точно-идентичные размеры и пропорции 10-ти струнной гитары 1861 г. Которая в свою очередь была основана на  модели, разработанной и построенной Штауффером  в 1820-ом  и последующие годы.   Она является во многом точной копией (размерами и пропорциями) той самой «Magic Guitar» …

К  С.Д. Орехову она попала в виде 10-ти струнной гитары, но её аутентичный гриф был им заменен на другой, для семи струн. В 1988 году эту гитару Сергей Дмитриевич подарил Мотани Офи (Motanya Ophee) здесь сайт нынешнего владельца, где эту гитару можно  увидеть в аутентичном виде и узнать её полную историю и о бывших владельцах. По словам Motanya Ophee: «… это не правда, что Орехов продал мне свою Scherzer гитару, он дал мне её в качестве подарка. Конечно, я также дал ему несколько подарков, которые он указал, что он хотел, среди которых был компьютер и аксессуары. Это был 1989 год в советские времена.»

Sergei Orekhov

Дека гитары из Ели, её толщина составляет разные значения для определенных мест   и  имеет Z- схему пружин. Резонаторное отверстие оснащено простой розеткой в виде кольца (Венское кольцо). «Спина» имеет толщину 2,8 мм и сделана из двухслойной ламинированной древесины — Клён (1,4 мм, внутренняя сторона и Бразильский палисандр (1,4 мм внешняя сторона.)  Описание в книге Stauffer & Co. говорит нам что, несмотря на то, что она немного больше, чем гитары Штауффера этой модели, гитара Шерцера (1864-1870) легче, в основном за счет более тонкой задней части…  Если Шерцер  сделал действительно некоторые изменения в 1861 г. на 10-струнной гитаре (что не совсем типично для Шерцера — например, нет доказательств того, что он немного расширил форму корпуса гитары, сохраняя пропорции и внутренний объем), толщина «спины» на этой гитаре 1861 года как раз где-то  2,8 мм.                                                                                                    Корпус овальный, максимальная глубина «арки», овала «спины», составляет 15 мм в области талии, 6 мм на нижнем овале, 7 мм на верхнем, а разница глубины на талии 4,5 мм (имеется ввиду непосредственно «спина» гитары, а не дополнительная внешняя часть («второе дно») которая крепится к самой «спине» на 10 небольших опорах при помощи пяти шурупов)… Пружины  «спины» довольно «мускулистые», эллиптической формы, 17 х 17 мм…  Я даю  лишь небольшую часть спецификации, что бы можно было иметь некоторое представление об этой модели.

Ходит «молва» (опять же т.н. байка),  что якобы технология строительства Венской гитары (в т.ч. произведенных Шерцером ) полностью утрачена и теперь всё покрыто некой тайной  (это уже совсем не смешно)… Ну, может для кого-то это тайна, кто не стремится ничего сам найти, а только распространяет  подобные слухи… тем самым отправляя многих  людей по ложному пути…                                                                         На самом деле это, конечно, совершенно не так. Ничего не утрачено  Слава Богу!  Всегда существовало  и существует довольно много информации и литературы о Венском методе гитаростроения,  с описанием мельчайших деталей и параметров. (некоторые литературные издания я привел выше). Существуют чертежи, план-схемы,  и много других материалов по этой теме. Как говорится - »…ищите и обрящете, стучите и откроют, просите и дано будет… « (Ев. от Мф. 7:7)

 Эпилог.

Почему Венская Школа Гитары, да потому Штауффер её в своем творчестве сформировал!   Школа -  есть направление!                                                                             На этом всё! Точка!

————————————

 Музыкальная часть.

Luigi Legnani, caprice  N 9.                                                                                  Исполняет Benoit Albert.                                                                                                        Гитара Йохана Георга Штауффера,  Вена, 1821 или 1822 год.                        

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

J. K. Mertz, “Romanze”. Excerpt from Bardenklange, Op. 13.                      Исполняет Benoit Albert.                                                                                                                  9-ти струнная гитара Антона Штауффера, Вена, 1837 год.                    

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Weiss, Chaconne.                                                                                                                 Исполняет John Schneiderman.                                                                                                   11-ти струнная гитара Шерцера. Вена 1861 — 1870 г.г.

 

Дополнительная информация.

Итальянские и немецкие школы влияли друг на друга, и стали неразличимы очень быстро, особенно в случае со Stauffer и Fabricatore. Ранние гитары по Stauffer были копиями Fabricatore. Позже Штауффер разработал свою собственную модель, а затем еще Fabricatore в Неаполе сделал гитары в стиле Stauffer. Проекты, дизайн и инновации Штауффера стали стандартной моделью всей Австрии, Германии, Восточной Европы и России.

Не думайте, что если вы нашли античную гитару в стиле «Штауффер»  или «Мартин», то это было на самом деле сделано одним из этих 2-х мастеров. Поддельные гитары Штауффера и Мартина являются одними из наиболее распространенных  инструментов  вообще, с многочисленными поддельными этикетками. Тысячи гитар 19-го века в немецком-венском стиле «Штауффер» и «Мартин»  были сделаны в то время. Это был преобладающий гитарный дизайн в те годы, так же, как сегодня все делают классические гитары которые выглядят как Торрес.

Вы не можете быть уверены, что гитары этого стиля является гитарами Штауффера или Мартина, если у вас нет убедительных доказательств и документов подтверждающих  подлинность. Гитары в этом стиле делали в течение 75 лет по всей Германии, Австрии, России и Восточной Европы десятки, если не сотни производителей. Только специалист может отличить истинную Stauffer или Martin от остальных.

—————————

Данная статья основана на материалах западных литературных изданий, но прежде всего экспертов и исследователей, которые в свою очередь опирались на архивные документы того времени.  Также благодарю моих коллег из Швейцарии и Австрии за предоставленные некоторые материалы и информацию.

Копирование данной публикации на других ресурсах —  ЗАПРЕЩЕНО.

 

 

Запись опубликована в рубрике ГИТАРНЫЕ СТАТЬИ с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.