Дерево для гитарной деки

                                      Ель.   Sitka spruce (picea sitchensis)

 До сих пор самый распространенный тип фабричных гитар стиля Dreadnought, часто преподносится как гитара общего назначения. Наиболее часто для используемого топа применяется древесина Ели  Ситка.  Ситка, в среднем, одна из самых сложных и сильных елей, которая хорошо подходит для этих инструментов. Она широко распространена, её много и поэтому это относительно недорогой и качественный материал, необходимый для гитарных решений, что также помогает объяснить его популярность для фабричных гитар. Используя Ель в этом контексте, у гитары преобладает яркий звук, более сильный в низких  гармониках струн, но который является в значительной степени функцией гитарной конструкции, используемых струн и стиля игры. (мастер также не на последнем месте) …

Тем не менее, этот звук связан с определенным деревом, и поэтому ель Ситка, как утверждают, имеет “сильный фундаментальный ” звук.

С течением времени, для гитар со стальными струнами, Ель Ситка стала своего рода как точка отсчета, с которой сравнивают другие виды деревьев.

 

                              Engelmann spruce (picea engelmannii)

По сравнению с Елью Ситка,  Ель Энгелман имеет меньшую плотность, жесткость и твердость. Если, например,  заменить на готовой гитаре деку из Ситки, на Енгелман с такой  же толщиной, то гитара  будет звучать “темнее”, может быть, даже несколько «мутнее».  Это в  результате того, что  Ель Енгелман имеет ниже модуль Юнга и как следствие  производительность деки с более низкой частотой. Однако, это может быть легко исправлено, увеличив очень немного толщину деки, таким образом укрепив её, чтобы вернуть нужные частоты обратно.                                                                                   В результате – гитара станет более чувствительна,  потому что  будет более низкая главная масса, из-за более низкой плотности Ели Энгелман.                  Используя Ель Енгелман в хорошо продуманной гитарной конструкции, можно будет получить очень чувствительную, отзывчивую, сбалансированную гитару.                   Это особенно важно если речь идет об «фингерстиле» (finger-style).

Из-за способности Энгелман работать в малой массе, и низким затуханием деки, то эта Ель, тоже очень подходит для топов в  классических гитарах …

Из-за своей низкой твердости, Ель Энгельман легко «ранима» и подвержена повреждению как во время строительства инструмента (гитарный мастер не на последнем месте) так и в использовании его игроком….

 

               Европейские Ели. European (Norway, German) spruce (picea abies)

Европейские ели, как правило, жестче, плотнее и тяжелее, чем Ель Энгелман (к которой они имеют близкие визуальные сходства), но они не столь плотные и жесткие, как Ель Ситка. У Европейских Елей наиболее заметным отличием от Ситки и Энгелмана является  отношение перекрестного слоя к длиннослою с более высокой жесткостью.    Для Ситки это соотношение составляет ~ 0,75…  для Энгельман она составляет ~ 1,0 и Европейской Ели обычно это 1,2-1,4… Однако, не установлено является ли это какими-либо акустическими значениями… Структурно, есть прежде всего косметическая выгода как результат более высоких поперечных зерен на топе. Это идеально подходит для рип и пружин внутри гитары. Многие мастера предпочитают это для классической гитары.                                                                                                     На слух есть очень небольшое различие тонально между Энгелман и Европейской Елью. Однако, осторожное использование ели Энгелмана приводит к более низкой массы для деки, более высокой подвижности и следовательно делает гитару более отзывчивой.

Германская ель, под шеллаком (френчполиш) выглядит очень красиво,  блеск которой является не копируемым другими «белыми главными» деревьями.

 

                                 Секвойя.  Redwood (sequoia sempervirens)

Мастера, которые работали с этим деревом, говорят что оно переменно  в его материальных свойствах. Хотя я эту изменчивость  не обнаружил в табличных данных… Redwood может быть хрупким, легко расщепляется вдоль волокон, а также более стабильно по размерам при изменении влажности, чем большинство елей.            С декой из Redwood могут быть сделаны очень приемлемые гитары. Но иногда бывают не характерные дифференциации тональных функций (впрочем любое дерево не стабильно, в той или иной мере).

Если необходимо построить исключительно отзывчивую  гитару со стальными струнами или классическую гитару, Редвуд не был бы наиболее предпочтительным деревом  из-за его высокой плотности и более низкой жесткости по сравнению с некоторыми из альтернатив. Однако при грамотном подходе к толщине деки и соотношению этого по гибкости к  материалу дна и обечаек (примерно ¼)  можно получить вполне не плохой результат. Редвуд – отзывчивый как кедр, но с качествами ели.                                                                                                                            Под лаком или шеллаком, Редвуд проявляет свою красивую текстуру и богатый красно/коричневый цвет.  Может выглядеть исключительным для тех, кто предпочитает более темные  гитары.

 

                        Красный Канадский Кедр.  Western Redcedar (thuja plicata)

Западный Красный Кедр (redcedar, который по сути является кипарисом, а не кедром, несмотря на его таксономию) это  мягкая,  низкой плотности, относительно низкой жесткости древесина,  с очень низким затуханием. Ее модуль Юнга в диапазоне в 6,0 – 9,5 GPa…  Её звуковой коэффициент отдачи говорит о том,  что это превосходная древесина для деки , несмотря на её относительно низкую прочность и жесткость, и это действительно так.  Если заменить, его на ту же толщину  деки Ели или Ель Энгельман,  кедр будет звучать более «темно».                                                                    Это дало Красному Кедру  репутацию как тонально “темный” или “теплый”.  Главным образом  вследствие пониженного  резонанса, как результат от использования древесины с более низким модулем Юнга.                                                                           Если толщину деки  компенсировать за счет её увеличения, то Красный Кедр  может производить звук сопоставимый с елью. Гитары со стальными струнами с кедровой декой могут быть действительно отзывчивыми, выдающимися инструментами  с большой тональной   гибкостью.                                                                                     Redcedar чаще используется для классической гитары, для которой он хорошо подходит. Он имеет уникальное отличие от Ели в том, что по опыту  многих других кто столкнулся с Кедром – гитара сразу  имеет более зрелый звук, чем аналогичная возрастом Ель.                                                                                                                               Ель на  гитаре  должна хорошо поработать несколько лет чтобы  звук  развился в полной мере. Это не совсем ясно, почему дело обстоит именно так, однако есть предположение, что это, возможно,  из-за функции неупругости древесины.

Запись опубликована в рубрике ГИТАРОСТРОЕНИЕ с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.