Ремонт Казахской Домбры 70 лет

Эта долбленная домбра определенно ценный экземпляр, находка такого инструмента это всегда большая удача.  По подсчетам владельцев возраст сего экземпляра не менее 70 лет.  Соответственно она была сделана в начале или середине 40-х годов 20-го века.

Немного истории.

На территории современной Туркмении с давних времен проживала большая казахская диаспора  (сейчас значительно меньше). Этот инструмент был сделан там и привезен оттуда переселенцами, вернувшимися на историческую родину …  А домбру эту делал старик,  на тот момент ему было лет 70 – 80 (со слов владельца домбры)…  Явно стрик  был мастером  Старой Школы домбры.  И как стало понятно  в процессе работы  он был искусным и опытнейшим мастером. В этой домбре всё выполнено идеально:  формы, пропорции, толщины,  самые сложные параметры – всё исключительно точно и  на самом высшем уровне.  Просто образец для изучения и обучения (и  для подражания, если хотите).                                                               Домбра поступила на ремонт в очень плачевном состоянии… Корпус  треснут, отколот и утерян фрагмент от корпуса.  Дека (какпак) отсутствовала.                         Как и где хранилась эта домбра сказать сложно – внутри и снаружи она была «украшена» птичьим помётом…

dombyra_70_ 1 dombyra_70_ 2 dombyra_70_ 3 dombyra_70_ 4

 

Первым делом необходима работа по корпусу инструмента – всё было вычищено,  подготовлено и обработано для склейки трещин и отсутствующих фрагментов.  После устранения всех дефектов корпус инструмента был зачищен от грязи, поверхность выровнена циклей и наждачной бумагой доведена почти под отделку.

dombyra_70_ 5 dombyra_70_ 6 dombyra_70_ 7 dombyra_70_ 8

 

dombyra_70_ 9 dombyra_70_ 10 dombyra_70_ 11

Следующий этап  – делаем деку. Тут необходимо заменить, что  дека для долбленой домбры  имеет некоторые отличия от деки стандартной домбры (на деке долблёнки нет пружин, также есть  и некоторые другие особенности, в  т.ч. связанные с параметрами). И также «Старая Школа» домбры не подразумевает украшательства или защиты деки шпоном , не шпонировали раньше. Шпон , как защиту деки  при игре, начали применять с начала 30-х годов .. собственно  при создании «Новой Школы» Эммануилом Романенко и Ахметом Жубановым.                                       Однако владелец этого экземпляра попросил врезать шпон и окантовку,  что  в итоге и было сделано.

dombyra_70_ 12 dombyra_70_ 14 dombyra_70_ 15 dombyra_70_ 16

Далее подготовка к отделке и отделка. Тщательно подготовленная поверхность  была покрыта маслом (в данном случае  Tru Oil, масло дающее высокоизносостойкую пленку).  Затем, когда высох первый слой,  слегка обрабатывалась «стальной шерстью» и затем был нанесён второй слой, точнее просто методом натирания.

dombyra_70_ 17 dombyra_70_ 18 dombyra_70_ 19 dombyra_70_ 20

Сушится примерно сутки и после высыхания не помешает натереть мягкой тканью, это добавит больше красоты атласного блеска. После всего этого готовим и  подгоняем колки, делаем подставку для струн (называется Тиек) и можно снаряжать струнами.

dombyra_70_ 21 dombyra_70_ 22 dombyra_70_ 23 dombyra_70_ 24

Далее тестирование, всё прошло нормально, тем не менее  всё же пришлось немного подкорректировать деку, но оно и к лучшему. Про звук можно сказать одно – если и существует некий бальзам для души, то звук этой домбры точно как бальзам,  из того самого Источника.

dombyra_70_ 25 dombyra_70_ 26 dombyra_70_ 27 dombyra_70_ 28

 

 

ДЕМО АУДИО   скоро…

 

Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.