Ремонт семиструнной гитары.

Сегодня, в эпоху Интернета, стало доступно огромное информационное пространство, многое стало возможным в принципе. В том числе  для тех кто интересуется гитаростроением.  Сегодня есть доступ  практически к любым данным  и информации об этом. Сейчас можно запросто узнать как  делаются настоящие, качественные гитары, скачать чертежи, описания,  ознакомиться  с параметрами и т.д.  В сети работают интереснейшие форумы (в основном англоязычные), где кладезь всего что связано с гитарой, и где точно помогут и подскажут.                                 Многие мастера со всего мира охотно  делятся своим творчеством и знаниями с другими людьми, которых интересует гитаростроение или кто просто  любит гитару. Казалось бы – всё выложено на блюдечке, бери и спокойно делай гитару…          Причем любую – начиная от гитары начального уровня и заканчивая серьезным концертным инструментом.                                                                                                          Но не тут-то было…………….                                                                                          Записалась ко мне одна «гитара», по крайней мере с виду это напоминало гитару.        В глаза сразу бросился ряд несовместимостей в дизайне – как то это всё выглядело более чем странным, похоже как если бы собрать автомобиль из деталей от разных марок автопроизводителей – кузов от Мерседеса, капот от БМВ,  колеса от  ЗИЛ-а…   Но это всё мелочи, как выяснилось,  и поэтому мы опустим этот аспект…                 Звука там отродясь не было. Не было даже намека хоть на  какой-то гитарный тембр…То что оттуда исходило было определенно похоже на некий стон из под земли…    С натянутыми струнами дека  выпучилась как огромная опухоль, как нарыв на теле. Анкер не работал, из резонаторного отверстия сыпались опилки,  весь корпус «гулял», как будто он был сделан из картона. Хотя  вес этого бездарного «творения» был довольно ощутимый…    В общем это даже не сувенирный уровень т.н. «гитары», а скорее бутафория…   (правда за это  было уплачено денег  далеко не  как за бутафорию…   мягко говоря) …                                                                                               Даже самая худшая фабричная гитара советских времен будет значительно выше уровнем.    Китайская гитара за $50 – будет бесспорным победителем.                           Но для человека, который  попросил  эту «гитару» привести в чувство,  это дорогая память и поэтому  после того как обговорили объемы ремонта, «пациент» был принят для «излечения».

С этого момента, скажем так – началась реанимация.  Ситуация критическая, если не сказать больше.  Поэтому нужно задействовать всё что только возможно и даже то что казалось бы не из этой «оперы».                                                                                               Вот так «это» выглядело  изначально – огромная , тяжелейшая «подставка» для струн –  в виде  кирпича,  дека из фанеры, дно и обечайки также фанерные и тонкие,   лишь «гриф» похоже  из дерева…. если не ошибаюсь это  берёза…                           Дизайн головки грифа – бесцеремонно украден у «Ovation»,  свою форму придумать видимо было сложно…                                                                                                       Колковая механика – полнейший брак! Такое вообще нельзя использовать. Нигде… Естественно –  «в печку» такое…  Заменим на «Grover».                                          Ладовая накладка обычным путем – нагреванием и нагретым тонким ножом, не  поддавалась… Однако легко отлетела при поддевании её стамеской.                Оказалось что приклеена была эпоксидной смолой, что является просто недопустимым. Эпоксидная смола вообще не используется в гитаре (а также в любых других музыкальных инструментах), по понятным и естественным причинам.          Как минимум это моветон!

7-01 7-02 7-04

 

Вскрываем деку.

Аккуратно  удаляем белый пластмассовый кант и отделяем «деку» от корпуса.То что представилось на обозрение сложно описать нормальными человеческими словами, поэтому обозначим это как   ….. ………  (непечатное выражение).                 «Снаряженная дека» имела вес около 760 гр…..                                                              (весь снаряженный корпус моей гитары, без грифа, весит в пределах 620 – 680 гр)  Обечайки были вымазаны изнутри какой-то не высыхающей клейкой бякой, к которой в свою очередь приклеились опилки и щепки, в немалом количестве.     Видимо в данном случае  намеренно было сделано всё, что только можно, что бы исключить всякий звук и даже намек на него (месье знает толк в извращениях)…  Хотя, вообще-то, все мастера стремятся наоборот – сделать всё возможное что бы звук был. Всё же гитару ценят именно за это. За звук ценят и любят гитару.

7-05 7-06 7-07 7-08

 

Производитель забыл (или не знал) приклеить футер над анкером, поэтому анкер не работал,  и соответственно являлся лишней и довольно тяжелой деталью.              Канал для анкера  там прямой,  что также не даст работать анкерному стержню в полной мере. Но такие «мелочи» там тоже видимо упустили… Ну да ладно, исправим.  Изготавливаем футер, вклеиваем его, после того как всё высохло состругиваем и обрабатываем в уровень плоскости грифа –

7-09 7-10 7-11 7-12

 

Обечайка с басовой стороны не цельная, как это обычно бывает у нормальных и даже не очень нормальных гитар, а состоит из двух частей… что является по отношению к гитаре просто аморальным…                                                                                     Поэтому  на место стыка приклеиваем нужную палочку-футерок,  а обе обечайки усиливаем в целом, путем приклеивания вертикальных пружинок,  затем к обечайкам добавляем  «массу», в нужном количестве, которая в данном случае необходима. «Дно» также необходимо было усилить продольно, т.к. нам нужно более жесткое и стабильное для работы «дно» –

7-13 7-14 7-15 7-16

 

По поводу узлов верхнего и нижнего клёцев я скромно промолчу, так как и так всё видно и понятно… Про верхний и нижний порожки сделанных из пластмассы которая чуть тверже пластилина также не буду говорить.  Скажу только что из-за этого эта “гитара” не строила по ладам. А вот то что отсутствовала основная верхняя пружина в малом овале, то это  не просто грубейшая недопустимая ошибка, это уже говорит кое о чем  большем…                                                                                                              Естественно  была изготовлена новая пружина, нужной толщины и высоты, с учетом доступа для регулировки анкера. В данном случае приклеивать пришлось сначала к обечайкам, а потом уже на неё клеилась дека –

7-17

Далее всё просто – добавляем недостающие фрагменты к контробечайкам (кёрфу). Также необходимо было добавить четыре пружины (на фото расположены крестообразно) на дно  «большого овала» и привести их к нужному знаменателю с «массой» обечаек.  В данном случае цепляться нужно за всё, лишь бы скорректировать хотя бы немного взаимодействие  трёх составляющих – деки, дна и обечаек. Потом всё пылесосим и покрываем изнутри шеллаком.  Это по крайней мере защитит фанерный корпус от воздействия влияния влажности, а соответственно фанера не будет отслаиваться  и коробиться достаточное время –

7-18 7-19 7-20 7-21

Делаем новую деку.

Как сделать новую гитарную деку? Это не так сложно,  как может показаться на первый взгляд,  нужно только вооружиться всем необходимым. В данном случае будем делать деку из Красного Канадского Кедра (который, по сути, не является истинным кедром), с простой врезной розеткой из дерева «Майя». Это очень красивое дерево, при дневном свете мерцает и переливается не хуже перламутра.              Для будущей деки  берем две заготовки «книжного распила», склеиваем их, предварительно точно согнав,  после того как  клеевой шов окончательно высох            ( я даю обычно 24 часа),  по шаблону чертим профиль  и вырезаем.                         Затем  рассчитав нужное местоположение резонаторного отверстия, начинаем   процесс  врезки розетки.  Когда останется вырезать резонаторное отверстие, то не помешает внутреннюю сторону деки довести до нужной толщины, но с небольшим запасом, это даст позже более легко  «маневрировать» в плане нужных толщин. .На фото всё видно –

7-22 7-23 7-24 7-25 7-26 7-27 7-28 7-29

 

Так как эта «гитара»  была со стальными струнами, то она  и после ремонта будет под «сталь», её владелец предпочитает играть на стальных струнах.                            Многое из ориентиров тут особо не выбрать, поэтому будем «затачивать» под OM.   Но систему пружин будем делать не как это бывает стандартно, например в фабричных гитарах стиля Дредноут, а немного иначе.                                                  После того как всё сделано, подогнано и все пружины приклеены,  можно готовить деку к приклейке. Несколько раз всё проверяем, измеряем и затем её клеим к корпусу-

7-30 7-31 7-32 7-33

Клею необходимо дать полное высыхание, потом можно при необходимости  слегка «пригладить» циклей и затем можно фрезеровать канал для канта, в данном случае кант белый, пластмассовый. Его нужно клеить специальным клеем, который подходит для  этого. Прижимать можно клейкой бумажной лентой – этот кант вполне податливый –

7-34 7-35 7-36 7-37

 

После того как  всё сделано и высохло, подправляем немного приклеенный кант, а заодно удаляем старый лак,  но в этом случае  осторожно,  что бы не повредить тонкий шпон, который приклеен тут поверх корпуса в виде облицовки.

 Делаем новую ладовую накладку.

В процессе ремонта была также приготовлена новая ладовая накладка. Для этого использовался высокосортный Индийский Палисандр. Заготовка была распилена в нужный размер, доведена до нужной толщины, сделаны пропилы под ладовые порожки, установлены сами порожки и далее работа с маркерами   (количество и места расположения маркеров – просьба заказчика) –

7-38 7-39 7-40 7-41

 

Делаем подставку для струн.

Подставка для струн это очень важная деталь  для гитары. Архиважная.                    Она должна отвечать многим требованиям, но при этом быть очень легкой.            Более подробно об этом я рассказывал в публикации –  «Гитарная подставка для струн (бридж). Дерево для подставки».                                                                       Заготовка взята от того же массива Индийского Палисандра, что и ладовая накладка. Сначала проводилась обработка  «в черновую», затем  делалась корректировка поправок для нужного веса. Готовая подставка покрыта датским маслом «Black Walnut»….  После высыхания масла, её  можно клеить –

7-43 7-44 7-45 7-46

 

Приклеенные подставка для струн и ладовая накладка, всё  под маслом,  всё готово. Работы осталось совсем немного –

7-47 7-48

 

Финишная отделка гитары.

Отделка выполнена тунговым маслом, для этого нужно только правильно подготовить деревянную поверхность. Как применять масло и как готовить поверхность дерева для его нанесения можно узнать из моих публикаций, в рубрике «Гитаростроение».

7-49 7-50 7-51

 

Заключительные работы.

Это мелкие работы, но они требует точных расчетов и измерений,  как на этапе разметки местоположения струн на порожках, так и мест сверления отверстий под пины на подставке. Что бы пины сидели плотно и надежно – необходим инструмент который называется «Развертка». Это позволяет подогнать пины очень точно в конусном отверстии.  После того как всё завершено, можно натягивать струны.  “Elixir” в данном случае  будет к месту… Эти струны добавляют не только  хорошие звуковые качества ,  но и рассчитаны на больший срок эксплуатации,  они служат в 3 – 5 раз дольше чем обыкновенные струны.

7-52 7-53 7-54 7-55

 

Что из этого получилось?  Получился  новый, совсем другой инструмент.              Теперь это ГИТАРА… со всеми вытекающими…                                                                      И эта гитара  теперь даст фору даже очень дорогим фабричным гитарам, а в некоторых случаях не только фабричным…                                                                           Без преувеличения.  Тестировали гитаристы, из числа тех кто имеет ухо и умеет играть.                                                                                                                                                     В заключении несколько фото готового инструмента –

7-56 7-57 7-58 7-59 7-60 7-61

Если кто-то из читателей заинтересован в изменении своей гитары к лучшему,  то возможно эта публикация  будет в чем-то полезна.

Внимание!                                                                                                            Копирование данных материалов с обязательным указанием ссылки на сайт автора.

 

 

Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.