Несколько слов о некоторых аспектах, связанных с выбором лака или иного покрытия для музыкального инструмента.
Виды отделки. Из сотен продуктов, продаваемых в качестве отделки для дерева, все можно сгруппировать на категории по общим рабочим качествам и степени защиты. Это группы: воск, масло, лак, шеллак, лак на водной основе. Различные продукты имеют различные степени защиты, долговечность, легкость нанесения, ремонтопригодность и эстетику. К сожалению, нет универсальной отделки, которая превосходит все из этих категорий. Таким образом, выбор отделки в компромиссах – покрытие, которое выделяется в одной категории может потерпеть неудачу в другой.
Надо иметь в виду, что эти продукты, как правило, делятся на два отчетливо различных “типа”. Одни испаряются при высушивании, или «вылечивании» образуя прочную пленку (испарение растворителя). Это лак, шеллак, и продукты финиша на водной основе. Другой вид – реактивная отделка, которая «вылечивается» при взаимодействии с другими компонентами, либо без таковых (например, воздух). Примеры реактивной отделки – различные масла, масла на основе, и катализируемые лаки. Генеральные и основные рабочие качества внутри этих групп аналогичны, как ремонтопригодность и время высыхания (исключение составляют чистые масла и в т.ч. льняное масло)
Долговечность покрытия. Эта категория включает в себя долговечность отделки и ее стойкость к воздействию воды, химикатов и растворителей (например, щелочные моющие средства и кислые продукты), тепло и царапины. Как правило, продукты высыхающие путем испарения менее долговечны, чем общие реактивные покрытия (за исключением истинных масел). Воск, шеллак, лак, некоторые продукты на водной основе могут быть повреждены при контакте с водой, но достаточно не сразу. Шеллак не устойчив к воздействию щелочей, воды. Большинство из этих продуктов не обладают повышенной прочностью пленки, и на ней могут легко появиться царапины, однако, поверхность также может стираться (это оборотная сторона устойчивости к царапинам). Воск на удивление устойчив к воздействию кислот и щелочей, однако он менее долговечен. Из всех видов отделки которые высыхают путем испарения, в т. ч. лаки, как нитроцеллюлозные и акриловые, так и на водной основе, будут лучше для общей прочности.
Реактивные покрытия (кроме чистого масла) являются гораздо более прочными, чем вышеприведенные. Масло на основе полиуретана самая долговечная отделка, которую можно применить вручную, в то время как катализируемые лаки являются лучшими для нанесения методом распыления.
Уровень сложности. Очевидно, что ваш уровень мастерства, умение работать и имеющиеся в наличии инструменты и приспособления что у вас есть – сыграет свою роль в выборе лучшей отделки. Если среда, в которой вы должны работать прохладная, или есть в воздухе постоянная пыль от шлифования, то метод «испарительной отделки» будет легче работать. Потому что этот финиш быстро сохнет, пыль попадающая на покрытие не представляет большой проблемы, как при медленной сушке некоторых лаков. Шеллак и лак являются наименее «темпераментными», когда дело доходит до низких температур, но также они могут быть смешаны с добавками (замедлителями) для жарких условий. Масла и их производные медленно высыхают при низких температурах и высокой влажности. Пыль – это всегда проблема, поскольку нанесённые слои покрытия остаются липкими в течение длительного времени и пыль в итоге остается в сухой пленке.
Для метода связанного с распылением из краскопульта потребуется больший бюджет, а в некоторых случаях нужно вытяжное оборудование для этого. Также необходимо определенное обучение в работе, поэтому это может занять некоторое время для практики, прежде чем можно ожидать приличные результаты. Тем не менее, скорость и тонкий контроль над применением отделки хорошо подходит для большинства, даже с умеренными ценами на оборудование.
Эстетика. Эта категория имеет отношение к тому, как бы вы хотели чтобы дерево выглядело наиболее предпочтительно. Естественный вид – отделка «близкая к дереву». Или вы хотите сделать элегантную, глубокую, стекло-гладкую поверхность, что подчеркивает глубину и блеск. Нельзя забывать, что некоторые виды отделки в дальнейшем могут давать желтизну и это может стать проблемой в визуальном плане.
Традиционно, многие мастера обращаются к маслу, воску или лаку в смеси с этими компонентами (например, Watco) для естественного финиша. Это простая для применения отделка не образует твердую пленку в сухом виде на поверхности древесины. Однако, любая отделка может быть использована для этого эффекта. До тех пор, пока вы не наращиваете покрытие в несколько слоев, шеллак, лак, катализируемые материалы могут быть использованы для получения естественно выглядящего покрытия «близкого к дереву». Жесткий, пленкообразующий слой, как шеллачный или лаковый должен быть использован, если вы хорошо заполнили поры в дереве, и хотите получить глубокую, блестящую поверхность. Эти отделки также используются при сложных вариантах окраски, а так же как тонирование и «остекление» деревянной поверхности.
Цвет и отделка, сама по себе, может быть проблемой. Оранжевый шеллак или тунговое масло / лак фенольной смолы могут иметь цвет, и слишком темные сорта древесины легко могут стать нежелательно темными. Кроме того, многие виды отделки не только затемняют, но и меняют глубину поверхности древесины. В большинстве случаев это является желательным, поскольку это даёт выбор, показывает глубину и увеличивает блеск. Тем не менее, вы можете сгладить эффект углубления, это не сложно сделать.
Необходимо помнить, некоторые деликатные виды дерева могут приобрести нежелательный грязный вид с масляным покрытием. Как правило, масла и масляные лаки углубляют цвет древесины, а увеличение блеска можно достичь затем на основе некоторых продуктов или определенных компонентов. Это также финиширует “мокрую” на вид древесину, её поверхность. Другие лаки, как правило, при нанесении на поверхность не проникают глубоко, они имеет эффект сохранения естественного вида древесины. Эти отделки в большей степени на водной основе, на основе полиуретана или акрила, воска, а также некоторые катализируемые виды лаков.
Пожелтение финишного покрытия проблема в основном белых или окрашенных поверхностей (пожелтевший лак на синей краске превратит её в зеленую). Если ваши намерения направлены на то, чтобы сохранить естественный цвет дерева как можно больше и дольше – как например Клена или Ели, то акриловые лаки на водной основе, а так же и на основе растворителей являются наилучшим выбором для нежелтеющей отделки. Воск тоже не будет желтым, а также некоторые катализируемые лаки.
Предложения по выбору покрытия. Итак, вы спросите, какой лучший финиш в использовании? Это зависит от того, насколько прочным для вас он должен быть и другие требования что упомянуты выше. А также такая часть как и эстетика, и ваша рабочая среда, возможности и способности..
Лучше всего та отделка, что выглядит довольно хорошо, не будет оказывать отрицательного влияния на звуковые качества инструмента и будет достаточно стойкая к истиранию или повреждению…. Это может быть лак на масляной основе, полиуретановое масло – если вы применяете отделку вручную, и катализируемые лаки, если вы используете краскопульт. Версии лаков на водной основе в завершенном виде почти так же прочны, но не хватает глубины и теплоты тех что на масляной основе. В теплой, влажной среде, сыром климате, масло на основе «поли» или лака являются хорошим выбором. «Поли» являются хорошим выбором, но запах и время высыхания может быть незначительной проблемой, и в этом случае водные лаки «поли» работают лучше всего.
Если с инструментом обращаться достаточно бережно и аккуратно, то это может быть лак, шеллак, масло или смесь масла и лака. Преимущества лака и шеллака в том, что они быстро высыхают, а шеллак легко ремонтировать. Свежеприготовленный, депарафинированный шеллак является удивительно прочной отделкой, что является недооцененным.
Существует не “лучшее” покрытие для элементов, которые находятся в контакте с потом. Например – правая рука игрока в районе большого овала гитары. Нет отделки на все опции, поэтому в том месте предпочтительно сделать армрест и покрыть его тунговым или полиуретановым маслом.
Тунговое и полиуретановое масла выдерживают очень тяжелые условия (в т.ч. прямые солнечные лучи) но, возможно, для тунгового масла может потребоваться шлифовка и добавление нового слоя каждые два или три года. Что не является проблемой, при простоте его нанесения.
И наконец – если вы хотите покрыть тем , что не желтеет, то такое покрытие должно быть на водной основе акрила или полиуретана.
Некоторые примеры применения тунгового масла, шеллака и акрилового лака на водной основе –
Заключение.
Это только ознакомительная статья о различных способах отделки музыкальных инструментов, и я не буду в ней здесь рассказывать обо всех или о каком-то одном подробно. Это вероятно отдельная тема и заслуживает отдельной публицации
Ещё раз, в заключении, должен отметить, что на сегодняшний день есть много видов лака для отделки, а также различные финишные масла и, конечно, старый
добрый французский шеллак .
Существуют также различные способы заполнения пор, и различные методы применения для этого разных материалов.
По этому вопросу были написаны книги, и есть много дискуссий на западных интернет форумах лютьеров…
Все это работает , и все это имеет сильные и слабые стороны.
Французская полировка, я считаю, это самая красивая отделка, легко ремонтировать,
но это не очень устойчиво к поту, и поэтому требует постоянного ухода..
Хорошие результаты дает использование алкидных масленных лаков (Target Coatings) и френчполиш поверх этого.
Мне нравится такой вариант, потому что это исключительно гибкое покрытие, думаю, это не мешает звучать инструменту…
Другие лютьеры получили хорошие результаты с другими разными продуктами или их сочетанием.
Но в любом случае отделка — это то, что занимает много времени, чтобы получить хороший финиш и великолепный внешний вид инструмента, а главное при этом не усугубить его звуковые качества.
Поэтому, чтобы получить музыкальный инструмент на этапе полной готовности, потребуется достаточно терпения…