Эта долбленная домбра определенно ценный экземпляр, находка такого инструмента это всегда большая удача. По подсчетам владельцев возраст сего экземпляра не менее 70 лет. Соответственно она была сделана в начале или середине 40-х годов 20-го века.
Немного истории.
На территории современной Туркмении с давних времен проживала большая казахская диаспора (сейчас значительно меньше). Этот инструмент был сделан там и привезен оттуда переселенцами, вернувшимися на историческую родину … А домбру эту делал старик, на тот момент ему было лет 70 – 80 (со слов владельца домбры)… Явно стрик был мастером Старой Школы домбры. И как стало понятно в процессе работы он был искусным и опытнейшим мастером. В этой домбре всё выполнено идеально: формы, пропорции, толщины, самые сложные параметры – всё исключительно точно и на самом высшем уровне. Просто образец для изучения и обучения (и для подражания, если хотите). Домбра поступила на ремонт в очень плачевном состоянии… Корпус треснут, отколот и утерян фрагмент от корпуса. Дека (какпак) отсутствовала. Как и где хранилась эта домбра сказать сложно – внутри и снаружи она была «украшена» птичьим помётом…
Первым делом необходима работа по корпусу инструмента – всё было вычищено, подготовлено и обработано для склейки трещин и отсутствующих фрагментов. После устранения всех дефектов корпус инструмента был зачищен от грязи, поверхность выровнена циклей и наждачной бумагой доведена почти под отделку.
Следующий этап – делаем деку. Тут необходимо заменить, что дека для долбленой домбры имеет некоторые отличия от деки стандартной домбры (на деке долблёнки нет пружин, также есть и некоторые другие особенности, в т.ч. связанные с параметрами). И также «Старая Школа» домбры не подразумевает украшательства или защиты деки шпоном , не шпонировали раньше. Шпон , как защиту деки при игре, начали применять с начала 30-х годов .. собственно при создании «Новой Школы» Эммануилом Романенко и Ахметом Жубановым. Однако владелец этого экземпляра попросил врезать шпон и окантовку, что в итоге и было сделано.
Далее подготовка к отделке и отделка. Тщательно подготовленная поверхность была покрыта маслом (в данном случае Tru Oil, масло дающее высокоизносостойкую пленку). Затем, когда высох первый слой, слегка обрабатывалась «стальной шерстью» и затем был нанесён второй слой, точнее просто методом натирания.
Сушится примерно сутки и после высыхания не помешает натереть мягкой тканью, это добавит больше красоты атласного блеска. После всего этого готовим и подгоняем колки, делаем подставку для струн (называется Тиек) и можно снаряжать струнами.
Далее тестирование, всё прошло нормально, тем не менее всё же пришлось немного подкорректировать деку, но оно и к лучшему. Про звук можно сказать одно – если и существует некий бальзам для души, то звук этой домбры точно как бальзам, из того самого Источника.
ДЕМО АУДИО скоро…