ЧАСТЬ – 1. Общие понятия.
Введение.
Для многих людей шеллак, вероятно, вызовет много негативных восприятий. Плохое сопротивление воде и теплу, трудно применять, плохо высыхает, низкая прочность покрытия и ряд других факторов – всё это я слышу, когда упоминаю шеллак для моих клиентов или коллег «по цеху».
Хотя некоторые из этих критических замечаний справедливы, но многие из них не основаны на фактах и их легко опровергнуть. Другие негативные аспекты преодолеваются с помощью соответствующих инструментов, методов и самое главное – правильного продукта.
Для опытных отделочников, реставраторов уникальной мебели, многих гитарных мастеров, во всем мире, – шеллак остается основным выбором для отделки. Одна из самых элегантных для отделки музыкальных инструментов (а также мебели) – французская полировка, делается из шеллака. Консерваторы и реставраторы старины используют шеллак для повторной отделки антиквариата. И самое главное, его низкая токсичность делает его идеальным выбором для многих целей (и элементов, которые вступают в контакт с пищей или детскими игрушками). Есть бесчисленное множество других преимуществ использования шеллака, которые перечислены в этой статье. Но, как и в каждой отделке, у шеллака есть недостатки и они перечислены также.
Немного истории.
Большинство людей понятия не имеют о том, что такое шеллак или откуда он происходит. Shellac является естественной, органической смолой, которая исходит от насекомых – Laccifera lacca, размером с семя яблока. Эти насекомые живут в лесах Индии и Таиланда и во время репродуктивного цикла питаются соками, которые они сосут из ветвей деревьев. Насекомые выделяют янтарного цвета смолистое вещество, которое называется “lac”, слово, которое происходит от санскритского “lakh”, что означает “сто тысяч рупий”. Смола образует кокон вокруг насекомого, который служит для инкубации яиц которые они откладывают. Этот кокон является сырьем для шеллака и называется “sticklac”, потому что он содержит смолы, остатки частей веток и насекомых. Sticklac соскабливают с дерева вручную, промывают, а затем обрабатывают либо химически, либо вручную, для получения сырья и продажи в торговле.
Оригинальная переработка шеллака была не для смолы, а скорее для красителя, который дает смола, её характерного цвета. Использование лаковых красителей восходит к 250 году н.э., когда они были упомянуты Claudius Aelianus, римским писателем. Краска извлекалась начальной промывкой смолы шеллака в больших чайниках, это также является первым шагом в подготовке смолы. Эта краска оставалась ценным товаром до середины 1800-х годов, когда Перкинс, английский химик, синтезировал “анилин”, первый химические краситель, который вытеснил из промышленности натуральный краситель. К счастью использование смолы было широко распространено, так что потеря производства красителя оказала мало влияния на торговлю шеллаком. Первое упоминание об использование шеллака в качестве защитного покрытия появится уже в 1590 году в работе английского писателя, который был отправлен в Индию, чтобы наблюдать за страной и ее народом.
Использование шеллака, как отделка для мебели никогда не применялась на Западе вплоть до начала 1800-х годов, это в конечном итоге заменял воск и отделка маслом. Но шеллак по-прежнему широко использовался как защитное покрытие для древесины до 1920-х и 30-х годов, когда он был заменен на нитроцеллюлозный лак.
Применение шеллака в других областях.
Самое удивительное, но использование шеллака не имеет ничего общего с отделкой. Из-за своей особенности, он имеет широкий спектр применения, большинство из которых продолжаются и по сей день. По данным компании Zinsser, которая является крупнейшим поставщиком шеллака, первые четыре места занимают использование сухих хлопьев шеллака для фармацевтической промышленности, затем для кондитерской, третья позиция это легкая промышленность (головные уборы), и затем пищевые покрытия.
Другие варианты использования шеллака находятся в производстве электрических ламп накаливания, шлифовальных кругов, для кожаной отделки, а также для производства красок (шеллак пигментированный, белый диоксид титана широко используется художниками). Защитные покрытия для древесины занимают приблизительно позицию под номером восемь…
Исчезновение многих направлений применения шеллака было вызвано появлением более прочные синтетических смол, таких как бакелит, нитрат целлюлозы, акриловые и уретаны. Однако, как упоминалось выше, он по-прежнему находит широкое применение в нашем обществе. Интересно отметить, что многие попытки в начале этого столетия были сделаны чтобы дублировать смолу шеллака лабораторным путем. Но несмотря на попытки ученых дублировать шеллак синтетически – из этого ничего не вышло, маленькое индийское насекомое все еще делает это лучше всего.
Виды шеллака.
Часто шеллак можно купить в магазине в виде жидкости. Однако настоящий шеллак продаются в виде сухих хлопьев. Те, кто использовал шеллак в виде жидкости из магазина, вероятно, использовали тип, известный как № 1 Orange. Это лишь один из многих сортов шеллак доступных для использования и он растворен в этаноле, который является наиболее широко применяемым как растворитель для шеллака. Многие сорта смол шеллака различаются в основном по цвету, а также свойствам. Тип дерева, климатические условия, регион где собирают, время года когда это было собрано – все это играет роль в определении различных цветов и сортов шеллака.
Есть 4 культуры, которые составляют основную часть урожая шеллака, который собирается в течение весны, лета, осени и зимы. Две основные из них известны как Kusmi и Bysacki, которые производят несколько разноцветных видов шеллака. Название может или не может быть в окончательном названии продукта, но в отрасли, сырье шеллака определены как Bysacki или Kusmi. Деревья, на которые кочуют насекомые бывают разные, для Kusmi является дерево Кусум и Bysacki и отличается от других деревьев. Самая основная форма шеллака называется seedlac, по сути sticklac, его промывают, чтобы удалить некоторые избытки красной краски и посторонние вещества, такие как ветки и тому подобное. Из seedlac мы получаем все другие виды шеллака. Самый дешевый сорт шеллака продается как TN. Этот тип шеллак обрабатывается с сыром sticklac вручную в Индии. Другие сорта шеллака, которые можно рассматривать как промежуточные соединения являются № 1 лимон или лимонный, оранжевый, все из которых, естественно, содержат воск. Когда seedlac обрабатывается в ручную на горячем огне, используют сита из ткани, расплавленные капли смолы падают на охлажденные камни и образует то, что называется buttonlac. Seedlac также доработан путем химического отбеливания и удалением воска для получения белого шеллака. Другие seedlacs являются тонированными (углем при фильтрации и свободными от воска) в различные цвета. Депарафинированный шеллак продается под разными названиями, как бледный, светлый или супер-блонди.
Промышленный класс шеллака имеет много вариантов, но два наиболее распространенными являются с содержанием воска и цвета. Самый дорогой шеллака практически не имеют содержание парафина (менее 1%) и имеет большую насыщенность цветов (70-80). Низких классов шеллак – TN. Оранжевый и лимонный buttonlac – с содержание воска с 3% -5% и насыщенность цвета 20 или ниже. Компании, которые продают сухие хлопья шеллака классифицируют его по цвету (светлый, темный, белый, супер-блонди), а иногда и по классам (# 1 апельсин, Button-lac, Seedlac и т. д.).
Депарафинированный шеллак имеет намного больше прозрачности и влагостойкости. (Воск в шеллаке уменьшает четкость отделки, а также снижает молекулярный вес смолы шеллака, что делает его менее устойчивым к воде). С другой стороны, депарафинированный шеллак имеет гораздо более короткий срок годности после смешивания со спиртом (менее 6 месяцев).
Преимущества и недостатки шеллака.
Есть много преимуществ в использовании шеллака. Низкая токсичность, легкость применения и простота ремонта являются лучшими причинами, чтобы использовать шеллак. Тем не менее, как и в любой отделке, есть некоторые недостатки, которые приведены ниже. Однако некоторые из причин люди почему то приводят, в качестве недостатков шеллака, основываясь на ошибочных представлениях. Два самых распространенных из них можно легко объяснить. Первое, то что шеллак не высохнет, или долго не высыхает. Эта проблема может быть решена с помощью недавно растворенных хлопьев шеллака. Вторая жалоба – шеллак обладает плохой влагостойкостью. Это может быть преодолено с помощью депарафинированного шеллака, из свежих продуктов. Использование старого шеллака будет уменьшать его влагостойкость. Вы можете легко это доказать. Возьмите доску, на которой нанесен свежий шеллак и после его полного высыхания (около недели), налейте немного воды на покрытие и оставьте его на ночь. На следующее утро вы все еще увидите лужу воды, но финишное покрытие будет только слегка «затуманено». Способность шеллака противостоять воде уменьшается с возрастом пленки, так что не пытайтесь это делать на старой отделке.
Интересной особенностью является то, что шеллак очень хорошо сопротивляется водяному пару. В тестах по влажности, проводимых по схеме Лаборатории Лесных Продуктов США, без учета эффективности вариантов отделки (способность отделки предотвращать пары влаги от входа в клеточную структуру дерева – называемые MEE), шеллак имеет рейтинг выше полиуретановых, алкидных и фенольных лаков, а также целлюлозных лаков на основе нитрата.
Преимущества:
* Не желтеет по сравнению с лаком и целлюлозо-нитратов на основе лаков. * Быстро сохнет. Многие элементы покрытые шеллаком могут использоваться в тот же день или вскоре после этого. * Широкий выбор доступных цветов. * Превосходная адгезия – никакая другая отделка, не может превзойти его. * Отличная твердость – он может быть хорошо отшлифован, а также отполирован в высокий глянец. * Отличный как герметический слой, и чтобы поднять волокна древесины для последующей шлифовки. Также уплотняет в отделке загрязняющие вещества, такие как силикон, воск, грязь и масла. * Простота ремонта. Потому что шеллак повторно растворяется в спирте, царапины и другие мелкие дефекты поверхности могут быть невидимо отремонтированы после повторного применения шеллака на поврежденном участке. Новый шеллак растворяется на старом шеллаке, позволяет идеально провести ремонтные работы. * Простота удаления. Старый и новый слой шеллака могут быть удалены денатурированным спиртом. * Может быть нанесен тампоном, мягкой кистью или распылением – все с хорошими результатами. * Одобрен FDA – безопасен для пищевой посуды и детских игрушек. * Нет неприятных или токсичных паров.
Недостатки:
* Он растворяется при попадании на него спиртосодержащих продуктов таких как парфюмерия и крепкие алкогольные напитки, это портит поверхность. * Образует белые кольца при контакте с водой. Это большая проблема шеллака который имеет воск или если это старое покрытие. * Тенденция подвергаться царапинам. Устойчивость к царапинам может быть улучшена путем применения простого воска. * Имеет срок годности после смешивания в спирте (меньше полгода). * Не устойчив к щелочным соединениям. Щелочные химические вещества, такие как щелочи и аммиак обесцвечивают шеллак из-за его кислого состава. Эти химические вещества часто встречаются в продуктах бытовой химии. * Чувствительность к теплу – шеллак начинает размягчаться при температуре около 70 градусов по Цельсию. * Горячие предметы могут повредить поверхность.
Имейте в виду, что некоторые недостатки, такие как царапины и повреждение щелочами, водой или спиртосодержащими продуктами легко отремонтировать, потому что одним из больших преимуществ шеллака – его простота ремонта.
Применение шеллака.
Шеллак можно наносить практически любым методом – кистью, тампоном или распылением. Мой любимый метод – тампон. Эта техника имеет преимущества быстрого высыхания шеллака и позволяет завершить отделку в гораздо более короткие сроки, чем лаки, полиуретановые или масло. Она лучше всего работает на ровных поверхностях. В двух словах как это делается.
Приготовьте шеллак и тампон. (для тампона нужно использовать специальную ткань или ткань для френчполиш, также желателен синтетический наполнитель, это можно купить там же где продается шеллак). Ткань должна быть свободна от ворса, насколько это возможно. Не используйте ткани типа хлопковых футболок или марлю.
Вырежьте квадратный кусок ткани примерно 12 -15 см. Уложите в него наполнитель (некоторые говорят что можно использовать шерсть) сформируйте тампон, внизу его некую площадку, так что бы не было никаких складок. Налейте немного спирта на ткань и помните тампон, чтобы спирт впитался. Затем отберите из бутылки шприцем шеллак, примерно 5 – 8 гр, осторожно введите в тампон. Для этого я сверху тампона проделываю маленькое отверстие. Для начальной практики используйте ровную подготовленную деревянную поверхность, например кусок доски. Начиная с верхней части и одного края этой дощечки, начинайте работать тампоном по поверхности, как самолет заходит на посадку, ведите тампон уверенно, не нужно сильно нажимать, а затем поднимайте его медленно, когда дойдете до другого края доски, как взлет самолета. Повторите это движение по доске в виде полосок . Когда вся поверхность будет покрыта шеллаком, та часть где вы начинали будет достаточно сухой, чтобы еще раз повторить. Толщина этого покрытия является легким слоем из шеллака, следите чтобы тампон был влажным, но не мокрым (если вы можете выжать шеллака из тампона, это означает что он слишком влажный).
После завершения работы, тампон нужно положить в банку с плотной крышкой, для повторного использования. Если это первый слой на новой поверхности дерева, шеллак должен в него проникать быстро и достаточно быстро высохнуть, затем (если необходимо) его нужно обработать наждачной бумагой (320 – 380), для удаления поднятого ворса волокон дерева. Повторите этот же процесс, что и выше, пока тампон не начнет приставать. Дайте нанесенному шеллаку сохнуть одну ночь, на следующий день обработайте наждачной бумагой с зернистостью 320 – 380, а затем «стальной шерстью» с синтетическим ворсом или натуральной «стальной шерстью» № 0000 (steel wool). Повторите такую же процедуру нанесения шеллака еще раз и дайте ему высохнуть в течение ночи. Затем, если необходимо, используйте мелкую наждачную бумагу (1500 – 2000).
Если не требуется, то аккуратно и легко протрите поверхность «стальной шерстью» № 0000, используйте воск разбавленный в уайт-спирите в качестве смазки. После того, как воск высохнет образуя легкую дымку, протрите излишки воска мягкой хлопчатобумажной тканью. Вы получите очень мягкий атласный финиш.
Эта «тампонная» техника может быть использована в основном на ровных поверхностях, а на сложных лучше использовать кисть..
Нанесение шеллака кистью.
Нанесение шеллака кистью очень отличается от нанесения кистью продуктов на масляной основе, такие как лак или полиуретан. Часть сложности заключается в том, что шеллак сохнет быстро, и вы не можете позже с помощью кисти наносить последующие слои. Это требует некоторой практики, но следующие рекомендации должны помочь.
Кисть, должна быть такой чтобы шеллак полностью стекал с неё при выполнении отделки. Кисть рекомендуют с чистыми скунсовыми волосами, , но на некоторых имеются мягкие волосы барсука на внешней стороне для получения гладкой поверхности, а в центре волосы скунса , чтобы дать кисти своего рода «тело». Самые продаваемые в настоящее время кисти с щетиной из очень тонкого, мягкого фарфора, по окраске напоминающие волос барсука. Если вы никогда не пользовались дорогими кистями прежде, вы быстро поймете, что это стоит денег. Мой второй выбор кисти для шеллака будет с щетиной из чистого белого фарфора.
Другой тип кисти под названием Golden Taklon также является отличной кистью для применения шеллака. Преимущество этой кисти с синтетической щетиной, в том что она может быть использован для применения легко и быстро. Это очень хорошая кисть для сложных поверхностей. А также синтетическая щетина очищается легче, чем натуральные щетины.
Перед применением нужно окунуть всю кисть до наконечника (металлические части на ручке) в спирте, а затем отожмите ее. Тогда будет легче чистить кисть после использования.
Подготовьте необходимую по размеру ёмкость, добавьте туда раствор шеллака. Раствор должен быть не густым, чтобы минимизировать налипания которые трудно удалять позже.
Опустите кисть примерно на половину в раствор и приподнимите её, пусть лишний шеллак стечет, а затем слегка придавите кисть об верхнюю часть сосуда который вы используете, чтобы удалить излишки.
Начиная приблизительно 1 см от края, ведите кисть слегка на край, а затем вернитесь полностью к другому краю. Кистью – раз и быстро вернулись, чтобы выровнять слой если это неровно, но не работайте слишком много. Кисть с шеллаком не создает пузырьки воздуха поэтому это не должно быть проблемой.
Далее еще один слой кистью – полоса за полосой, слегка перекрывая ее примерно на 1/4. После нанесения шеллака сушим, (1 час для первого слоя, на ночь для последующих слоев), Затем наждачная бумага, steel wool, как было описано выше. Трёх слоев должно быть достаточной для мелкозернистой древесины, например как вишня или клен, но вы можете увеличить количество слоев на 5 – 6 для дерева с открытыми порами, как красное дерево, некоторые палисандры, макассар и т. д. Финишная отделка также может быть с воском и steel wool, как указано выше.
Для очистки кисти, вам не нужно использовать дорогие растворители или спирт. Бытовой аммиак хорошо очищает кисть от шеллака, потому что щелочной аммиак растворяет кислый шеллак. Затем промыть кисти с мылом (или моющим средством для мытья посуды) в воде. После этого кисть сохранит мягкую щетину.
Распыление шеллака из краскопульта.
Шеллак, в этом отношении, очень похож на нитроцеллюлозный лак. Лучшая смесь для краскопульта примерно 20% содержания твердых веществ, так будет строиться слой пленки быстрее, чем лаковой. Это может твердеть слишком быстро – особенно при использовании вытяжки, которые будут влиять на выравнивание мокрой пленки, поэтому в таких случаях обычно добавляют замедлитель для шеллака. Можно также использовать бутиловый или изопропиловый спирт в качестве замедлителей, но лаковый замедлитель также может быть использован.
Шеллак также склонен к проблеме “толстый край”, где есть заметное накопление тяжелых покрытий вокруг краев и острых углов. Это связано с поверхностным натяжением градиентов, которые возникают в процессе сушки и может быть исправлено путем снятия фаски острых углов, а также выполнение работы вдали от сквозняков во время сушки. Также существуют специальные смачиватели – добавки, чтобы устранить эту проблему.
Однако при этой технике нанесения шеллака, необходимо иметь «твердую руку» и очень «внимательный глаз».
Ремонт шеллачного покрытия.
Со временем на шеллачном покрытии могут возникнуть потертости, царапины и другие мелкие повреждения. Это очень легко восстановить спиртом, который является растворителем для шеллака. Поверхностные царапины можно устранить легко раствором шеллака. Используя очень тонкую художественную кисть, как № 1 или № 2. Если царапина прошла через весь слой и окраску, вы можете смешать шеллак с растворимыми в спирту красителями или пигментами в соответствии с оригинальным цветом. Белые пятна от воды можно лечить таким же образом, но обычно только спиртом…
Тампоном или кистью нанесите слой шеллака и затем обработайте его как указано выше, это восстанавливает так, что он выглядит даже лучше чем был.. Если вы не уверены – шеллаком ли покрыта поверхность, тогда простой тест подтвердит это. Нанесите немного спирта на незаметном участке, если отделка становится липкой – это шеллак.
————————–
Некоторые данные были мною взяты из авторитетных англоязычных источников.
Продолжение будет опубликовано во второй части, где речь пойдет непосредственно о технике нанесения и применения шеллака для музыкальных инструментов.