Тунговое масло (100% pure Tung oil) – это продукт полностью природного происхождения, известен и применяется на протяжении веков. Чистое масло вырабатывается путем прессования из семян или орехов Китайского дерева Тунг, произрастающего главным образом в горном Китае, вдали от индустриальных центров. Незагрязненная окружающая среда, воздух, климат, почва – всё это имеет решающее значение для качества масла. Однако не все Тунговые масла одно и то же… Некоторые маркетологи из Южной Америки предлагают “Тунговое масло” по подозрительно низкой цене (зеленоватого цвета) при этом заявляя что это более качественное, чем из Китая… На самом деле всё обстоит иначе… (надо помнить, что существуют некоторые виды с добавлением различных примесей и дистиллянтов, а это уже по сути не 100% тунговое масло, это больше похоже на полимеры или что-то другое. Пока эти виды я здесь рассматривать не буду, т.к. это не является истинным Тунговым маслом)
Тунговое масло бывает трёх классов качества, я использую самый лучший, высокий класс (желтое, цвет естественного мёда). Именно такое масло я рекомендую к применению для музыкальных инструментов. Оно будет давать превосходные цвета, проявляя фактуру дерева, долгосрочную стойкую к истиранию поверхность (проникая в дерево, это масло, высыхая, становится по сути частью дерева), покрытое им изделие со временем не меняет цвет, в отличии от льняного и ряда других масел. А также его немаловажная особенность – эластичность (при сжатие или расширение поверхности на которой оно нанесено).
Тунговое масло дает атласный блеск, и никогда не даст глянцевый, сколько бы слоев мы не наносили (но об этом чуть позже).
Итак, по делу. Для тестирования – Тунговое масло, и небольшие кусочки, обрезки от заготовок “музыкальных деревьев”, именно на их примере можно рассказать в двух словах о технологии нанесения.
В данном случае в распоряжении Фигурный клен (Acer macrophyllum), Индийский палисандр (Dalbergia latifolia), Бразильский палисандр (Dalbergia nigra). Это используется, как правило, для гитарного дна и обечаек. Перед нанесением Тунгового масла, поверхность дерева должна быть тщательно подготовлена на предмет удаления ворса (влажная подготовка не менее трёх раз, либо альтернатива с применением соответствующих составов или определенных компонентов) А также, после этого, поверхность должна быть подвергнута вощению, для этого очень хорошо подходит Steel Wool (я не рекомендую различные виды наждачки, это не даст нужного эффекта).
Дальнейшие действия по аналогии с Датским маслом: немного нанести на поверхность и небольшой х/б тканью растереть. Это масло быстро подсыхает, поэтому надо на большей поверхности, а не на такой как показаны примеры, использовать его небольшими порциями. Если важен вопрос порозаполнения, то масло надо втирать не тканью, а мелкой наждачной бумагой. Но затем, после высыхания, возможно придется повторить, если результат не удовлетворяет.
Необходимо иметь ввиду, что до нанесения масла можно заполнить поры дерева другими методами (которых более чем достаточно, и многие работают очень хорошо)
Отдельно надо остановиться на покрытии Тунговым маслом гитарной деки. Или не гитарной… а скажем старинного инструмента… Представленные здесь материалы, чаще всего используются для деки (топа) многих музыкальных инструментов. В этом примере у меня просто обрезки от дек.
А именно – Редвуд, Ель (в данном случае Германская), а также Красный Канадский Кедр. Из чего бы не была выполнена дека, для неё необходимо также процедура удаления ворса, но перед этим надо очень хорошо поработать… на предмет выравнивания поверхности…. Это нужно сделать ещё более тщательнее, чем для шеллачного покрытия. Есть приемы и методы которые позволяют добиться хороших результатов. Если этот этап пропустить, то на готовом инструменте будут заметны неровности или некие «волны», которые при шеллачном или лаковом финише не были бы видны. Это масло очень сильно проявляет не только цвет и фактуру дерева. По поводу нанесения первого слоя – я не рекомендую наносить сразу слишком много, как показано на некоторых видеороликах, особенно про мебель и разные резные изделия из дерева. Всё же музыкальный инструмент – это живая субстанция, а не комод или стол, пусть даже времен Ренессанса… Так же не буду рекомендовать наносить умеренно среднее количество… по той же причине… Особенно не рекомендую наносить очень «бедное» покрытие на первый слой… Это чревато (причины очевидны, можно всё увидеть через оптивизор с дополнительной увеличительной линзой …).
Сколько нужно наносить, для нужной толщины первого слоя, мера скорее интуитивная… а также это зависит от материала деки. Первый слой – это то, что должно покрыть довольно тонко, но полноценно, как если бы провести влажной тряпкой по стеклу… Понятно, что необходимо учитывать вид и свойства материала (кедр мягкий, редвуд достаточно жесткий) После нанесения первого слоя его необходимо полностью высушить. Это должно быть как минимум не менее 7 – 8 дней (эти значения для Redwood, для Ели несколько иное, для Кедра другое) только после этого можно нанести второй слой, если это необходимо. Нужно помнить о звуке и именно поэтому очень осторожно подходить к покрытию деки. Полное «вылечивание» (т.е. “полимеризация”, полное высыхание) Тунгового масла происходит через 15 – 25 дней, в зависимости от созданных условий для высыхания покрытия, а также от влажности, которая бывает очень разной и прямиком влияет на этот процесс …
Это масло дает великолепный атласный блеск, а если цвет и фактура дерева красивы, то результат будет исключительным! Тем не менее можно усилить блеск. Для этого, например, можно использовать некоторые составы на основе воска –
или попробовать некоторые неординарные методы, я бы сказал радикальные… Эти методы дают вполне хороший результат и значительно усиливают «сияние».
Вероятно можно в этом отношении приблизиться к очень высокому блеску, но возникает вопрос – для чего это нужно и нужно ли это вообще? Например – если некое изделие покрыто матовым лаком, имеющим свой визуальный эффект, то зачем делать из этого глянец? Ведь для этого существуют вполне хорошие глянцевые лаки. Так или иначе основное назначение покрытия музыкального инструмента – защитить его от влияния влажности, но при этом не подпортить его звуковые качества. Поэтому, приступая к тому или иному виду отделки сначала должна быть практика, практика и ещё раз практика.