Датское масло. Применение и отделка

Датское масло (Danish oil) имеет достаточно широкое применение во всем мире. Оно используется для покрытия и защиты от влияния влаги изделий из дерева. Им покрывают паркет, деревянную мебель,  музыкальные инструменты и видимо другие деревянные предметы требующие защитного покрытия.  При нанесении оно глубоко проникает в структуру дерева, застывает и тем самым обеспечивает надежную защиту. Помимо этого оно очень ярко и великолепно проявляет фактуру самого дерева.  При завершенной обработке это покрытие дает атласный блеск.            Датское масло – это смесь нескольких составляющих – одна часть вареного льняного масла, часть лака и часть уайтспирита.  Его можно приготовить и в домашних условиях, но ввиду его дешевизны и доступности вряд ли это имеет смысл.

Определенный интерес  представляет применение Датского масла для музыкальных инструментов. Прежде всего это не сложная отделка и может применятся  не только в условиях мастерской. Также это вполне посильная практика для начинающих гитарных мастеров или людей которые просто хотят обновить покрытие старой или отремонтированной  гитары или чего-то другого.  Этот метод отделки вполне заслуживает внимания и в связи с этим некоторое пояснение или небольшое пособие – как применять Датское масло для  отделки гитарного дерева.

Для этого понадобится, собственно, само масло – 

 

 

в данном случае я использую Watco “Danish Oil”,                                     и непосредственно материал который требуется им покрыть. 

Тут представлены кусочки/обрезки от заготовок для изготовления гитары –

 

На них, как на примере, можно рассмотреть процесс более детально……

 

                                                1. Фигурный клен (Curly Maple) – 

Это дерево практически не имеет пор. Поэтому с ним, как и с другим ему подобным,  работать наиболее удобно и быстро. Заранее подготовленная обработанная поверхность (имеется ввиду процедура удаления ворса),  покрывается  Датским маслом, это нужно делать небольшой х/б тканью, путем втирания.

На этом фото видно как после нанесения одного, тонкого слоя тут же поменялась, проявилась во всей красе фактура клена –

 

Некоторые Западные коллеги не рекомендуют использовать Датское масло на «белых деревьях» и в т.ч. на различных видах клена, это связано с тем, что клен будет иметь вид «мокрого дерева», что по их мнению это может не всем понравиться (из чего следует, что есть и те кому это нравится)…. 

 

 

 

 

Однако существует не только натуральное, прозрачное масло, но также масло с добавлением естественных красителей, что позволяет тонировать с той или иной степенью интенсивности.                                                                                                Например – Danish Oil “Black Walnut” :

По первому высохшему слою (сушить надо примерно 4 часа) так же мягкой тканью наносится слой  цвета «Black Walnut» и получаем близко что-то  вроде Квинслендского клена (который по сути не является истинным кленом) и теперь это не выглядит «мокрым»… При нанесении дополнительных слоев этим маслом цвет будет становиться более насыщенным, темным. Если именно этот оттенок подходит под определенные задачи, то дополнительные слои можно наносить прозрачным маслом. Также можно смешивать в отдельной склянке, эти два продукта, для получения менее насыщенного цвета. 

 

 

 

 

Если с кленом всё более – менее понятно, то с пористыми деревьями приходится применять немного другой подход.                                                                                                                             

                                     2. Макассар (Macassar Ebony,  Diospyros celebica)

Это дерево может быть совершенно без пор, иметь небольшие поры и также есть экземпляры с довольно заметными порами.  В данном случае кусочек Макассара с небольшими порами –

При нанесении масла он довольно сильно меняет свой вид , но основная задача в том, чтобы закрыть имеющиеся поры.

Для этого кисточкой или тканью  наносим масло, затем берем наждачную бумагу № 320 (если поры большие, то можно покрупнее, например №220 – 280) и начинаем наждачной бумагой с маслом,   круговыми движениями «шлифовать» деревянную поверхность.   Необходимо что бы образовался некий тонкий слой «кашицы»  – 

 

 

 

При такой обработке поры начнут закрываться, и тут нужно вовремя остановиться, как только масса начнет густеть. Нужно оставить высыхать на сутки,  после высыхания удаляем излишки (можно это делать мелкой наждачкой  №1000 – 2000 с маслом или тканью) 

 

Снова сушим, затем втираем тканью ещё слой,  опять сушим, затем смотрим – если всё устраивает, в т.ч. и блеск (в данном случае будет «атласный блеск») то можно на этом завершить. Если что-то не устраивает, то нужно какие-то действия повторить   (не совсем закрылись поры – применить ещё раз  наждачку с маслом,  повысить уровень выразительности блеска – наносить тканью ещё слой или больше).

 

 

 

 

                              3.  Индийский палисандр (Indian Rosewood,Dalbergia latifolia)

Этот палисандр довольно бурно реагирует на масло, радикально изменяясь к очень темному, почти черному (но не черному) цвету –

 

 

 

 

Вся процедура заполнения пор и обработки такая же как и с Макассаром –

 

 

 

 

Следует отметить, что он очень хорошо контрастирует с деревом Bloodwood – 

 

Например если выполнить окантовку гитары Bloodwood или какие-либо другие элементы дизайна.

 

 

                                 4. Бразильский палисандр  и др.

 Бразильский (Dalbergia nigra) и Гондурасский (Dalbergia stevensonii)  палисандры имеют очень маленькие, почти не различимые поры, которые очень легко заполняются «легким движением руки» по описанному выше сценарию.

 

Гондурасский палисандр приобретает очень красивый, светло-коричневый «загар», который довольно шикарно выглядит и играет на свету –

 

 

 

       

Бразильский палисандр – Dalbergia nigra, в этом отношении ещё более интересен –

 

 

 

 

Орех (Black Walnut) даже в сухом, не обработанном виде выглядит вполне замечательно, но после обработки его вид становится значительно богаче –

 

 

 

 

Эбеновое дерево (Ebony) склонно к растрескиванию, поэтому обработка его маслом ему только на пользу. Эбен часто имеет незначительные тонкие поры, которые можно заполнить вышеприведенным методом, а можно и не заполнять.                         Он и без заполнения пор,  смотрится вполне прилично и на уровне –  атласный блеск ему очень «к лицу» –

 

 

 

 

В заключении необходимо сказать, что более плотные деревья пропитываются не так сильно как деревья  меньшей плотности (фигурный клен пропускает в себя первый слой  масла до 2 мм). Поэтому если первый слой давать достаточно «бедно», то уже второй и последующие не будут так глубоко проникать. На плотные деревья это особо не распространяется…

 

 

 

 

И ещё одно важное примечание – ткань, которая применялась для нанесения Датского масла, необходимо после использования выбросить куда-нибудь подальше, на улицу…      Не нужно это оставлять в помещении, и тем более без присмотра.                                 Есть данные, что пропитанная этим маслом ткать  имеет тенденцию к самовозгоранию.

 

Запись опубликована в рубрике ГИТАРОСТРОЕНИЕ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.